Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
ВКЛ
ВЫКЛ
Сведения об образовательной организации

Академическая мобильность


Одной из основных характеристик Болонского процесса является академическая мобильность, развитие которой одна из приоритетных задач проходящей в Российской Федерации образовательной реформы. От ее успешного выполнения в значительной мере зависит решение другой задачи стратегического масштаба – создание основ инновационной экономики в России.

Под академической мобильностью понимается обычно возможность для студентов, преподавателей, административно-управленческого персонала вузов «перемещаться» из одного вуза в другой.

Академическая мобильность, во-первых, осуществляется по траекториям между учебными заведениями одного и того же государства или различных государств, то профессиональная мобильность предполагает трудоустройство на неакадемических рынках труда как в пределах одного государства, так и на международном уровне.

Во-вторых, академическую мобильность следует отличать от зарубежных стажировок, в ходе которых студенты и исследователи направляются в зарубежные университеты, как правило, на непродолжительный срок. В рамках академической мобильности обучение длится один или несколько семестров. Еще одно отличие состоит в том, что программа стажировок предполагает обычно изучение одного или нескольких курсов, изучение языка государства пребывания. Программа же академической мобильности предполагает освоение студентом в полном объеме учебного плана семестра или учебного года, который ему будет засчитан по возвращении в «базовый университет» – университет, в который студент поступил первоначально.

В-третьих, следует исходить из того, что академическая мобильность – это всегда мобильность физическая. Виртуальная мобильность, дистантное трансграничное обучение не могут полностью заменить физическую мобильность, предполагающую проживание студента за рубежом и обучение в иностранном университете.

В-четвертых, академическую мобильность, являющуюся существенной характеристикой Болонского процесса и предполагающую осуществление трансграничного образования, следует отличать от так называемой географической (внутренней) мобильности, под которой понимается возможность для студента продолжить обучение в университете, расположенном в другом регионе того же государства.

Различают понятия «вертикальная» и «горизонтальная» мобильность. Доступ к более высоким уровням высшего образования составляет содержание понятия «вертикальная мобильность». «Горизонтальная мобиль­ность» – это переход с одной образовательной программы на другую в пределах одного и того же вуза или в границах одного и того же государства.

Участниками академической мобильности являются не только бакалавры, магистры и аспиранты, но и преподаватели, исследователи, администраторы и иные сотрудники высших учебных заведений.

Академическая мобильность может быть внешней (международной) и внутренней (национальной). Под внешней академической мобильностью понимается обучение студентов и аспирантов российского вуза в зарубежных вузах, а также работа преподавателей и сотрудников в зарубежных образовательных или научных учреждениях. Внутренняя академическая мобильность представляет собой обучение студентов и аспирантов, а также работа преподавателей и сотрудников данного российского вуза в иных ведущих российских вузах и научных центрах.


Приглашение в магистратуру в Поволжский филиал РАНХиГС 

Чтение лекции Е.В. Годововой магистрам СамГУ 

Чтение лекции В.В. Наточего студентам ОГПУ